Почему президент США не любит Tesla?

Илон Маск — основатель передовых технологических компаний США. Например, Tesla (TSLA) стала драйвером развития электромобилей, а SpaceX (SPCE) тесно сотрудничает с NASA.

Казалось бы, CША должны гордиться компаниями Маска и помогать им в развитии. Но в реальности всё наоборот: президент Байден не любит миллиардера, и это взаимно.

В чём причина?

На первый взгляд, цели и амбиции Маска совпадают со взглядами администрации Байдена в части “зелёного” будущего. Поначалу бизнесмен поддерживал нового президента США. Однако отношения быстро испортились.

В августе Джо Байден провёл саммит крупнейших автопроизводителей с целью продвижения электромобилей в США. Присутствовали представители General Motors (GM), Ford (F) и Stellantis (STLA). А вот Tesla, как и VolksWagen (VOWG), не пригласили. СМИ и общественность негодовали и пытались найти причину. Ведь Tesla – однозначный лидер производства электромобилей в США. К тому же, более 50% комплектующих компания покупает внутри страны, косвенно создавая рабочие места и повышая сборы налогов. Конкуренты этим похвастаться не могут.

И при этом Байден назвал главу General Motors Мэри Бара “причиной, почему EV так развились”, добавив, что компания трансформировала всю индустрию. Всё это прозвучало странно. Хотя Маск приветствует конкуренцию и считает её двигателем прогресса, но осадок у него точно остался.

Причиной “дискриминации” называют то, что Tesla не работает с профсоюзами: Илон Маск строго против них. Эта версия подтвердилась и налоговыми льготами для автопроизводителей, которыми обделили Tesla, ведь льготы распространяются на электрокары, произведённые только на профсоюзных заводах США. В итоге на каждом автомобиле компании могут экономить по несколько тысяч долларов. Но у Tesla такой возможности нет.

Почему профсоюзы стали камнем преткновения?

Маск и Байден действительно имеют противоположные позиции по этому поводу. 

Текущую администрацию называют одной из самых “профсоюзных”. Во время президентской кампании Байдена поддерживали крупнейшие профсоюзы США.  Впоследствии президент назначил на должности в своей администрации представителей этих объединений.

United Auto Workers union (UAW) – один из важнейших профсоюзов США. В его состав, в том числе, входят GM, Ford и Stellantis. Маск ранее писал, что сотрудники Tesla сами не голосуют за вступление в UAW, хотя могут. При этом на Илона подавали в суд за то, что он уволил работника, который агитировал за вступление в союз на одном из заводов. Маск тогда заявил, что его “подослали UAW” и что условия труда в Tesla лучше, чем в профсоюзных компаниях.

“Тёмная сторона” профсоюзов

Чтобы лучше разобраться в теме, стоит сказать о лоббировании интересов в США. 

Крупнейшие компании тратят миллионы долларов на поддержку и продвижение политиков (как в случае Байдена и профсоюзов). Получается, что политик попадает на должность, в том числе, благодаря “спонсорам”, которым в дальнейшем помогает на государственном посту. Считается, что лоббирование – это институционализированное взяточничество.

Поэтому Маск и говорит, что Байдена контролируют профсоюзы, поэтому он и не любит эти организации.

Автопроизводители США также тратят миллионы долларов ежегодно на лоббирование. При этом в ноябре произошёл скандал с нецелевым использованием средств UAW. Союз берёт довольно большие членские взносы, и эти деньги, как выяснилось, руководители профсоюза используют в личных целях. Так, $2 млн были потрачены на азартные игры, оружие, автомобили и выплаты алиментов.

Другие разногласия

Это не единственное, что разделяет Маска и Байдена. Маск был очень недоволен планами правительства ввести налог на нереализованные доходы: к примеру, с “бумажного” роста акций. Это сказалось на планах Маска продать 10% своих акций Tesla.

Также миллиардер критикует план Байдена Build Back Better и ссылается на дефицит бюджета США. Маск даже заявлял, что готов спокойно отказаться от мер поддержки, которые включены в план. При этом Build Back Better включает в себя и обеспечение внутреннего производства комплектующих в США, чем сильна как раз Tesla. Маск отмечает, что государство должно быть “судьёй, а не игроком на поле”.

Вывод

Не стоит ожидать, что администрация Байдена будет поддерживать Tesla и другие предприятия Маска так же, как их конкурентов. Профсоюзные разногласия становятся непреодолимой стеной.

При всём этом Tesla продолжает показывать рекордные результаты и радовать инвесторов. Компания становится на ноги и начинает бежать быстрее рынка. Поддержка, конечно, не бывает лишней, но Tesla растёт и без неё.

Аналитик Алексей Спешилов, редактор Никита Марычев.

InvestFuture.ru

 






Новости по теме

{related-news}

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry