Ждём моду на клетчатые «баулы»: в России могут появиться новые «челноки»

«Челночный» бизнес может стать важным каналом импорта во время перестройки российской экономики, считают в Центробанке. Трансформация займёт от полугода до нескольких лет, в это время предпринимателям придётся вспомнить старые трюки.

Могут ли вернуться «челноки»?

Россия не сможет долго жить на запасах. К середине 2022 года недостаток предложения может подстегнуть инфляцию. Из-за этого российскому бизнесу нужно менять логистику и искать новых партнёров в «дружественных» странах.

Бенефициаром кризиса станут небольшие компании-посредники и «челноки». Они смогут импортировать товары из-за границы и продавать их мелким оптом и в розницу, не рискуя попасть под санкции.

Это уже было в 90-е для борьбы с дефицитом

«Челноки» появились после распада Советского Союза. Экономика перешла от плановой к рыночной, и люди столкнулись с дефицитом.

Предприниматели начали ездить за рубеж и закупаться одеждой, обувью и электроникой. Россияне покупали вещи, несмотря на наценку — альтернатив не было.

Чаще всего за товарами ехали в Китай, Польшу или Турцию. Обратно возвращались, загруженные клетчатыми «баулами». Эти сумки стали одним из символов «челноков».

Именно с розничного импорта начал Олег Тиньков. Сначала он возил технику из Сингапура, а после, благодаря налаженным цепочкам поставок, основал сеть магазинов электроники «Техношок».

К середине 90-х челноками работали до 30 млн россиян — это почти 40% трудоспособного населения. За квартал они ввозили товары почти на $3 млрд.

Куда исчезли «челноки»?

Импортировать «Abibas» и «Kuchi» к 1998 году стало не очень выгодно. На предпринимателей открыли охоту бандиты. Они обирали автобусы с «челноками», грабили и убивали торговцев. Тем не менее, люди продолжали возить клетчатые сумки через границу.

Ажиотаж вокруг челночного бизнеса спал только после дефолта 1998 года. Предприниматели не смогли расплатиться с поставщиками, многие ушли с рынка. А когда уровень жизни в РФ начал расти, им на смену уже пришли крупные импортёры.

«Челноки» остались только на Дальнем Востоке. Там бизнес исчез после начала коронакризиса: Китай закрыл границы и перешел к политике COVID-Zero, а торговцы лишились основного канала поставок.






Новости по теме

{related-news}

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry