Разбор полетов в Tesla

Разбор полетов в Tesla

Tesla (TSLA) – американский производитель электромобилей с капитализацией около $54 млрд.

Акции TSLA лихорадит на фоне потока противоречивых новостей. В считаные дни бумаги способны делать по 15-20% как вверх, так и вниз. Формально ситуацию последнего года можно назвать широким торговым диапазоном, но амплитуда колебаний поражает.

Стоит ли инвестировать в Tesla или лучше сыграть на падении?  В данном обзоре будет представлен ответ на обозначенный вопрос.

Акции TSLA торгуются на NASDAQ и Санкт-Петербургской бирже, а значит, доступны для покупок на ИИС. https://broker.ru/brokerage/services/account


Финансовые показатели

Несмотря на формально привлекательный бизнес, компания устойчиво убыточна. Согласно заявлениям Илона Маска, во II полугодии Tesla может выйти на прибыльный уровень.

Динамика годовой чистой прибыли

Здесь и далее источник Reuters

Дело в том, что компания только недавно вышла на запланированный уровень производства электромобилей. При этом наблюдается высокая себестоимость продукции, а также существенные выплаты процентов по долгу.

Динамику свободных денежных потоков (FCF, операционный поток минус капзатраты) Tesla  устойчиво позитивной назвать нельзя. В квартальном разрезе заметно ухудшение ситуации в последние 1,5 года.

По итогам предыдущего квартала FCF составил минус $1,1 млрд за счет высоких капзатрат. Операционный поток также не слишком силен из-за убытков.

Интересный момент – компания периодически наращивает запасы, несмотря на условно высокий спрос на продукцию, который удовлетворяется далеко не сразу – необходимы предзаказы. А это уже означает около $1 млрд, замороженных в рамках оборота.  

Динамика квартального FCF

Разбор полетов в Tesla

Как результат, запас «кэша» и эквивалентов на балансе предприятия составляет «лишь» $2,7 млрд при общем объеме активов в $27,3 млрд. При этом долговая нагрузка чрезмерно высока – соотношение долг/ собственный капитал равен 243% (при условной пограничной отметке в 70% и медиане по группе конкурентов в 150%).

На рынке торгуется $6,7 млрд облигаций Tesla. В 2018 году предстоит погашение $310 млн бондов, а в 2019 году – еще $1,49 млрд. Рефинансирование долга может быть затруднено ввиду роста процентных ставок ФРС.

Из-за финансовых трудностей Tesla доходности некоторых выпусков ее облигаций за последние пару лет заметно выросли. В перспективе нельзя исключать привлечение компанией дополнительных средств путем размещения акций на рынке.

График доходности облигаций TSLA 1.625 01-Nov — 2019 CVT в 2018 году

Разбор полетов в Tesla

Отмечу, что компания не выплачивает дивиденды и не реализует программы buyback. В ее среднесрочные планы это пока не входит. Тут не чему удивляться, ведь Tesla – это все еще акции «роста», а не «дохода».

Вывод 1: пока финансовое положение Tesla можно назвать слабым, местами даже катастрофическим. Однако рынки живут будущим. Об ожиданиях речь пойдет в следующих пунктах. 


Сравнительная оценка

Согласно рыночным мультипликаторам, «дороговизна» Tesla в сравнении с сопоставимыми компаниями очевидна. Мультипликаторы P/E, EV/EBITDA и P/Cash Flow так и вообще отсутствует ввиду убытков прошлого года.

Разбор полетов в Tesla

Показатель EV/Sales (стоимость предприятия с учетом долга/ продажи) равен 5 при медиане в 1 по группе конкурентов. Премия TSLA относительно медианы потихоньку сужается, но все равно выглядит чрезмерной.

Динамика соотношения (EV/Sales)/ медиана по группе сопоставимых компаний

Разбор полетов в Tesla

Форвардные мультипликаторы (с учетом прогноза по доходам на 12 мес. от Reuters) дают схожую картину. Формальная переоценка видна невооруженным взглядом.

Разбор полетов в Tesla

Для подтверждения справедливости выводов посмотрим на финансовые показатели компании. В этом плане картина еще более очевидна – нынешние метрики слабы.

Рентабельность собственного капитала (ROE, чистая прибыль/ собственный капитал) и маржа операционной прибыли отрицательны при уже упомянутой высокой долговой нагрузке. Ожидания по долгосрочному приросту прибыли на акцию так и вообще отсутствуют, усиливая неопределенность.

Разбор полетов в Tesla

Вывод 2: в целом наблюдается заметная «дороговизна» по мультипликаторам, а финансовые метрики Tesla явно страдают. В сравнении с сопоставимым ми компаниями ее самым лучшим выбором не назовешь.

Дело в том, что Tesla по мультипликаторам котируется не как индустриальное предприятие, а как структура из сферы высоких технологий. В любом случае, присутствует значительная неопределенность в оценке акций.  


Позитивные факторы

• Развитие рынка электромобилей. В 2017 году число электрокаров на дорогах выросло на 54% и составило 3,1 млн единиц. Прогноз IEA, предполагает 125 млн единиц к 2030 году. Согласно оценкам Bloomberg NEF, к 2040 году 55% проданных автомобилей и 33% всего «флота» будет электрокарами.  

• На прошлой неделе стало известно, что Tesla, наконец, достигла цели по производству 5 000 бюджетных электромобилей Model 3 в неделю. Компания намерена перейти на прибыльный уровень во II половине 2018 года.

• Илон Маск планирует открыть производство в Китае. Это связано с взаимными импортными пошлинами, из-за которых Tesla была вынуждена увеличить цены на 20% (Model S и Model X) в КНР.


Риски

- Высокая конкуренция в индустрии. «На пятки» Tesla наступают такие гиганты авторынка, как General Motors, Volkswagen и пр., активно инвестирующие в разработки собственных гибридных и электромобилей.

- Компания выходила на плановые уровни по производству в форсированном режиме. После этого в твиттере активно муссировалась тема нарушений стандартов качества при выпуске.

- Значительная доля неопределенности. Компания не раз нарушала обещания. Те же 5 000 Model 3 в неделю были запланированы Илоном Маском еще на конец прошлого года.

- Строительство производства в Китае потребует многомиллиардных инвестиций. Очевидно, что у предприятия нет таких денег. Возможно, придется делиться технологиями с КНР, создавая совместное предприятие.

- Высокая долговая нагрузка при слабых финансовых показателях. Ситуация была описана выше. В обозримой перспективе Tesla может привлечь порядка $2 млрд акционерного капитала, что приведет к его разводнению.  

Где покупать акции и стоит ли?

Медианный таргет аналитиков на 12 мес. составляет $280 при текущей котировке в $318 (первая половина торгов США, 11.07.2018). Исходя из всех обозначенных факторов, снижение акций может продолжиться.

На мой взгляд, при наличии желания и возможностей на отскоках имеет смысл открывать шорты. Пока же ближайшая поддержка по TSLA — $300. К лонгам присматривалась бы в районе $280-275, риск высокий.   

График акций Tesla за год, таймфрейм дневной

Разбор полетов в Tesla

Оксана Холоденко,
эксперт по международным рынкам БКС Брокер