Чем опасен шаблонный подход при изменении пенсионного законодательства?

Чем опасен шаблонный подход при изменении пенсионного законодательства?

Президент России Владимир Путин в ходе своего обращения к населению постарался максимально информативно объяснить, почему решение о внесении изменений в пенсионное законодательство назрело.

Планируемое повышение пенсионного возраста сгладит негативный эффект демографического провала на поставленную задачу экономического роста. Базовый сценарий Росстата предусматривает снижение численности население на примерно 1 млн человек к 2036 г. 

По оценкам Moody's, реализация пенсионной реформы позволит увеличить число работающих граждан на 12 млн до 92 млн человек в 2036 г. против его сокращения на 3,2 млн человек согласно ранним прогнозам Росстата.

Более того, Россия готовится только к первому повышению пенсионного возраста за несколько десятилетий, фактически это первое повышение пенсионного возраста, а большинство развитых стран готовятся ко второму этапу повышению возрастных границ.

Планы по повышению пенсионного возраста

С 2025 г. пенсионный возраст в Бельгии будет увеличен до 66 лет, с 2030 г. — до 67 лет.

В 2018-2020 гг. в Великобритании пенсионный возраст будет увеличен до 66 лет, в 2026-2028 гг. — до 67 лет. Дальнейшее повышение пенсионного возраста запланировано в 2044-2046 гг. до 68 лет.

В Германии пенсионный возраст людей, родившихся в 1959-1963 гг., определяется добавлением к 66 годам еще двух месяцев за каждый год. Таким образом, возраст выхода на пенсию постепенно повышается. Все, родившиеся с 1964 г., будут выходить на пенсию только в 67 лет.

В Испании реализуется программа повышения пенсионного возраста: к 2027 г. он достигнет 67 лет.

В Китае с 2018 г. возраст выхода на пенсию для женщин будет повышаться на один год каждые три года, а для мужчин — на один год каждые шесть лет.

Правительство Японии в феврале 2018 г. одобрило план повышения пенсионного возраста до 71 года и старше, правительство рассмотрит вопрос об изменении соответствующих законов в 2020 г.

Чем опасен шаблонный подход при изменении пенсионного законодательства?

Пенсионный возраст в странах мира

Аналогичные процессы проходят м в странах бывшего СССР. В Беларусии пенсионный возраст начали повышать в 2017 г. К концу реформы он должен достигнуть у женщин 58 лет, у мужчин – 63. Аналогичная реформа реализуется в Кыргызстане и Таджикистане. В Армении выход на пенсию возможен в 63 года, были идеи повышения этого порога, но смена власти помешала этому процессу. В Азербайджане возрастной порог – 65 лет. В Грузии женщины выходят на пенсию в 60 лет, мужчины – в 65.

Опасности формального подхода

Нельзя не отметить, что президент особо отметил опасность шаблонного подхода к реализации столь сложного процесса. Предложения Путина, которые должны сгладить этот процесс, это прямой посыл к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации. Президент требует от законодателей не принимать готовый вариант реформы от Минфина, а все же его скорректировать, чтобы избежать социального напряжения в обществе. В то же время предложения должны быть отработаны законодателями так, чтобы они не нивелировали положительный эффект от внесения изменений в пенсионное законодательство.

Заявление президента о введении уголовной ответственности за отказ принимать на работу людей предпенсионного возраста уже вызвал опасения. Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин выразил сомнение относительно необходимости введения уголовной ответственности за дискриминацию работодателем сотрудников пенсионного возраста. На его взгляд, необходимо разработать систему экономических стимулов, которые будут подстегивать работодателей активнее нанимать людей предпенсионного возраста.

Чем опасен шаблонный подход при изменении пенсионного законодательства?

Владимир Путин особо акцентировал внимание на принятии различных мер, которые будут регулировать отношения работодателя и работника предпенсионного возраста.

«Всегда очень сложно эту ситуацию, когда происходит дискриминация по возрасту, выявить. Ее очень трудно идентифицировать. В этой связи я считаю, что скорее будут работать экономические стимулы, о которых президент Путин тоже сказал проработать правительству, чтобы был стимул сохранять на рабочем месте человека. И я считаю, что административные меры тоже могут играть роль», — заявил Кудрин.

Эффективность от внесения изменений в пенсионное законодательство во многом зависит от того, как органично правительство и профильные ведомства смогут встроить ее в процесс реализации ключевых реформ в стране. Пенсионная реформа может стать первым шагом к началу полноценной реформы трудового законодательства, завершения реформ в здравоохранении, модернизации финансовой системы.

Накануне замминистра финансов Алексей Моисеев заявил о необходимости выстраивания независимой внутренней финансовой системы. В условиях растущей изоляции и подобных реформ сокращение активного населения и увеличение давления пенсионных расходов на бюджет — это серьезное препятствие.

Путин также указал на то, что повышение пенсионного возраста не должно негативно сказаться на реформах социального обеспечения в той части, которая должна всячески стимулировать рождаемость. Именно поэтому было предложено право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей.

Подводные камни Если предложения Путина будут реализовывать директивно, без детального изучения, единственным результатом его предложений станет увеличение нагрузки на бизнес. Фактически люди предпенсионного возраста становятся «налогом» на бизнес, а следовательно, токсичными для любого предпринимателя.

В свою очередь государство решает свою проблему, снимая с баланса несколько миллионов пенсионеров по старым механизмам подсчета. Вероятнее всего, бизнесу придется учитывать и сохранять определенную долю сотрудников предпенсионного возраста, а государство будет создавать специальные механизмы мониторинга, чтобы контролировать выполнение указов президента. Если доля таких сотрудников в штате компаний будет снижаться, у мониторинговых служб будут веские основания предполагать, что происходит дискриминация по возрасту. В случае сохранения уголовного наказания за отказ принимать на работу данную категорию людей или их увольнение в игру будут вступать силовые органы.

В этом случае с большими трудностями столкнутся люди, возраст которых находится в опасной близости с предпенсионным. Бизнес может начать принимать превентивные меры и под любыми предлогами увольнять людей этой группы, пока они не стали «предпенсионниками».

Чем опасен шаблонный подход при изменении пенсионного законодательства?

Соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером зарплаты

Стоит также отметить, что введение уголовной ответственности за дискриминацию «предпенсионников» спровоцирует ряд юридических коллизий с трудовым кодексом, той его частью, где прописываются меры взыскания за плохую работу сотрудника.

Именно поэтому правительству в этой части нужно крайне осторожно проработать предложения президента, дабы избежать масштабной трансформации рынка труда, который будет жестко дискриминировать одну из самых экономически активных категорий людей.

Особенно важно учитывать разный уровень смертности в отраслях. Например, средний срок жизни людей, работающих в сельскохозяйственном секторе, составляет 65 лет. Сказываются тяжелые условия работы, и одними надбавками ситуацию не получится выровнять. Именно поэтому необходимы корректировки, учитывающие отрасль, в которой работал человек.

Еще один недостаток текущей реформы — она бессильна перед «демографической ямой». В последующие шесть лет численность поколения, достигшего пенсионного возраста, будет сокращаться. Но с 2025 г. численность поколения начнет расти. Текущая пенсионная реформа лишь откладывает проблемы, о которых говорил президент. Выход на пенсию, пусть и позже, 2 млн пенсионеров против прихода 1,3 млн новых работников — это проблема, которая на данный момент так и не снята с повестки. Ее решение потребует комплексной стратегической реформы, причем речь не только об увеличении притока активной рабочей силы, но и росте производительности труда.

Пенсионные деньги должны работать Алексей Кудрин справедливо отметил, что необходимо реанимировать тему с накопительной частью пенсии, поскольку это существенный источник формирования будущей пенсии людей. «Я сразу хочу сказать, что я был против того, чтобы замораживать обязательную накопительную часть. Сегодня впоследствии при полном стаже, выработанном человеком, добавка была бы до 15% в плюс в коэффициенте замещения от заработной платы», — напомнил Кудрин.

Чем опасен шаблонный подход при изменении пенсионного законодательства?

Почему негосударственные пенсионные фонды считают «заморозку» нежелательной и требуют сохранить обязательную накопительную систему? На эти вопросы в эксклюзивном интервью ответил Сергей Беляков, президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

По его словам, во всех странах добровольная накопительная пенсия составляет от 60-70% от заработка при выходе на пенсию. Необходимо и в России добиться увеличения доли накопительной пенсии в будущих выплатах до аналогичных уровней.

Дело в том, что средства от накопительной пенсии при грамотном управлении государственных или частных фондов могут стать дополнительной денежной подпиткой для экономики страны, что крайне актуально в условиях усиливающейся изоляции.

В Японии, Норвегии, Польше, США пенсионные деньги являются основным источником ликвидности для компаний, которые потом направляют полученные в ходе IPO средства на масштабирование бизнеса, НИОКР, закупку технологий.

В условиях когда Минфин и Минэкономразвития всячески стараются реализовать госактивы, чтобы пополнить казну, причем в первую очередь одни из самых эффективных — Сбербанк, «Аэрофлот», именно пенсионные деньги могли бы поучаствовать в такой форме приватизации. Более того, они могли бы участвовать в SPO крупных компаний, которые ищут время от времени средства на рынке, а в ситуации ухудшающихся условий на внешних рынках это становится делать им все труднее.






Новости по теме

{related-news}

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry