Вице-премьер Белоруссии: вместо решения проблем ЕАЭС нас настойчиво зовут в светлое будущее

Называть ЕАЭС экономическим союзом сегодня можно только авансом, заявил вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко в интервью газете «Звезда»: «Вместо решения злободневных проблем производства и торговли нас настойчиво зовут в светлое будущее».

«Называть экономическим союзом наше интеграционное объединение сегодня можно только авансом. Пока мы де-факто находимся только на уровне зоны свободной торговли», — отметил вице-премьер страны.

«Невозможно строить общий рынок и одновременно сохранять на нем привилегированное положение национальных субъектов. Иначе это уже не тянет на общий рынок. Это просто торговля между странами. Начиная интеграцию, мы исходили из того, что готовы рассматривать товары и предприятия друг друга как свои собственные в каждой из стран. Пока такого нет. Выигрывают от этого, как ни парадоксально, третьи страны, и мы все больше торгуем друг с другом в союзе не товарами собственного производства, а товарами третьих стран. Если в 2011 году их доля во взаимной торговле государств-членов составляла всего 3,4%, то в 2016 г. — уже 8,4%, в 2,5 раза больше», — отметил Петришенко.

В Белоруссии нет крупных запасов месторождений газа, нефти, металлов, как в РФ, или Казахстане.

При этом цены на сырье в странах значительно отличаются и получают преимущество только страны с сырьевыми запасами.

«У нас нет нефти и газа. Чтобы покупать их в странах-производителях союза, мы должны продавать туда промышленные и сельскохозяйственные товары. А нефтегазовые страны нам говорят: мы должны поддерживать развитие своего производителя, мы не хотим оставаться с такой структурой экономики. Логика в этом есть. Но надо искать компромиссы, надо искать взаимоприемлемые решения, иначе союз не состоится в экономическом смысле», — заявил Петришенко.

«В этих вопросах мы почти не слышим авторитетного голоса нашего наднационального органа, Евразийской экономической комиссии. Все чаще она предпочитает предоставить сторонам спора самим договариваться между собой. Это ярко проявилось при последнем рассмотрении ограничительных мер российской стороны в отношении белорусской молочной продукции». «Все чаще мы слышим критику национального бизнеса по поводу нормотворческой активности ЕЭК. Складывается впечатление, что пока мы на национальном уровне озабочены либерализацией и улучшением бизнес-климата, в рамках ЕАЭС вводятся все новые регуляторные меры, создающие для бизнеса дополнительную административную нагрузку. Сейчас, помимо существующих средств контроля товарооборота, на повестке создание систем прослеживаемости, маркировки, транзита с использованием спутникового слежения. Основной аргумент — их хочет ввести самая крупная страна союза. Если она их введет в одностороннем порядке, у нас не будет общих рынков. Но давайте мы хотя бы будем советоваться с бизнесом в отношении предлагаемых мер, подвергнем их оценке регулирующего воздействия, как это следует из договора о ЕАЭС. Именно это настойчиво предлагает белорусская сторона», — подчеркнул Петришенко.

«Вместо решения злободневных проблем производства и торговли нас настойчиво зовут в светлое будущее. В сотрудничество в космической сфере, в атомной сфере, в цифровую повестку. Нельзя, чтобы новые лозунги и новые сферы камуфлировали отсутствие прогресса в тех, о которых, вроде бы, давно принципиально договорились». «Поэтому необходимо адекватно отреагировать на те проблемы, которые »вылезли« за время функционирования союза, и поправить нашу правовую базу с тем, чтобы за нарушения обязательств в рамках ЕАЭС государства-члены несли реальную, материальную ответственность, как это предусмотрено у наших западных соседей в Европейском союзе.

Необходимо укреплять полномочия наднациональных органов, чтобы у них были механизмы принуждения государств-членов к выполнению своих обязательств», — заявил Петришенко.

Минск не устраивает сумма зачисляемых в бюджет поступающих от других государств-членов ввозных таможенных пошлин.

«Нас устраивает существующая схема распределения сумм ввозных пошлин между бюджетами государств — членов союза. Государства-члены взимают ввозные таможенные пошлины при ввозе товаров на свою территорию, а затем распределяют их по установленным нормативам между бюджетами. Нас не устраивает сумма зачисляемых в наш бюджет (поступающих от других государств-членов) ввозных таможенных пошлин, которая, в свою очередь, зависит от размера норматива распределения, установленного для Беларуси, — пояснил он. — Распределение ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств — членов сначала Таможенного союза, а затем Евразийского экономического союза производится с 2010 г. С начала функционирования Евразийского экономического союза (2015 год) сальдо расчетов для Республики Беларусь стало отрицательным, что неоднократно доводилось до Евразийской экономической комиссии с предложением произвести пересчет действующих нормативов распределения».

«Для России также складывается отрицательное сальдо расчетов, а Армения, Казахстан и Кыргызстан имеют положительное сальдо расчетов и фактически получают дополнительные доходы за счет ввозных таможенных пошлин, часть которых должна зачисляться в бюджет Беларуси.

Кроме того, на необходимость пересчета нормативов распределения повлиял целый ряд иных факторов. Все эти объективные обстоятельства обусловили необходимость пересчета действующих нормативов распределения. Это естественно, правильно и принято во всем мире», — подчеркнул Петришенко.






Новости по теме

{related-news}

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry