Счетная палата назвала неэффективной господдержку малого бизнеса

Гарантийная и микрофинансовая господдержка не способствуют развитию малого и среднего бизнеса в регионах. К такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки.

«В 2015-2017 годах за гарантийной поддержкой обратились около 0,1% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), за микрозаймами — 0,3-0,4%. При этом выборочная проверка показала, что большинство предпринимателей, получивших поддержку, не улучшили свои финансовые показатели, а отдельные и вовсе прекратили свою деятельность вскоре после ее получения», — сообщил на коллегии аудитор Счетной палаты Андрей Перчян.

Для поддержки МСП в регионах были созданы региональные гарантийные организации (РГО) и микрофинансовые организации предпринимательского финансирования (МФО). При этом в законодательстве не прописана их организационно-правовая форма. В результате на начало 2019 г. почти 20% РГО и около 9% МФО – это коммерческие организации.

«Коммерческие организации в первую очередь нацелены на получение прибыли, а это может противоречить цели создания региональных гарантийных и микрофинансовых организаций – обеспечить доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам», — подчеркнул Перчян.

Заместитель министра экономического развития России Вадим Живулин, который присутствовал на Коллегии, согласился с замечанием Счетной палаты: «В настоящий момент действительно нет прямого запрета на ту или иную организационно-правовую деятельность этих организаций. Однако с учетом сложившейся практики стоит либо рекомендовать, либо законодательно закрепить невозможность коммерческой деятельности таких предприятий».

Счетная палата предлагат установить единые требования к деятельности микрофинансовых организаций. В настоящее время условия, по которым они предоставляют микрозаймы субъектам МСП, различаются, так как устанавливаются внутренними документами самих МФО.

В ходе проверки Счетная палата выявила случаи, когда микрозаймы были предоставлены субъектам МСП, которые сами оказывали финансовые услуги, в том числе по предоставлению займов и кредитов, а также осуществляли коллекторскую деятельность. «Это единичные случаи, однако допускать такого нельзя. Поэтому необходимо внести изменения в законодательство в части установления запрета на оказание поддержки таким субъектам МСП», — заявил аудитор Счетной палаты.

Кроме того, проверка показала, что показатели результативности использования субсидии на господдержку МСП не позволяют оценить деловую активность ее получателей: нет показателей роста прибыли, выручки, прироста величины активов.

«В итоге невозможно установить влияние мер гарантийной и микрофинансовой поддержки на достижение показателей развития МСП в регионах, равно как и вклад субъектов МСП в экономику. При этом инвестиции в данный инструмент поддержки растут: в нацпроекте »Малое и среднее предпринимательство« на 2019-2024 гг. на докапитализацию МФО предусмотрено 22,9 млрд рублей, на РГО – 15,6 млрд руб. Из них 93,5% — средства федерального бюджета», — заявил Перчян.

Коллегия приняла решение направить информационное письма в правительство РФ и Минэкономразвития России, отчет — в палаты Федерального собрания.






Новости по теме

{related-news}

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry